BEEF34T3R
344 постов
Карма: 34
#1 14 апреля 2009 в 11:16
Один чувачок на форуме мапперов для Serious Sam задал несколько провокационный вопрос: &quot;является мапперство искуством?&quot; и понеслась, всё разумеется вылилось в вечный спор &quot;эстетствующих&quot; геймером с &quot;just4funщиками&quot;, схема не новая. Я конечно не собирался вписываться в эту детскую ху*ту, но как-то так вышло пушо мапперы для Serious Sam - народ интересный (иногда хожу к ним на почитать, не надеясь, что кто-то что-то новое для Сэма покажет), собеседники, а уж спорщики из них знатные. <br /><br />http://3dgamers.jetnsk.org/index.php?showtopic=47922<br /><br />Короче, набил туда вот такой текстик:<br /><br /><br />Прежде чем о чём-либо здесь спорить, необходимо разобраться в терминологии.<br /><br />Искусство (как процесс) и произведение искусства (результат) характеризуются основными качествами:<br /><br />-Мастерство исполнения. Халтура не может быть искусством. И даже среднее и высокое качество на звание искусства не тянет. Лишь выдающаяся, едва ли не совершенная, мастерская работа способно создать произведение искусства. Но одного мастерства не достаточно: роботы на заводе делают идеальные мегасложные вещи, тысячи их!1, но ни сам процесс, ни продукт (пусть даже это будут венецианские вазы или 100%-ные копии картин эпохи возрождения - не важно) - не искусство ни разу. <br />-Инновационность и уникальность. Таким образом, произведение искуссва обязано быть &quot;ручной&quot; работой, конвейер здесь не подходит. Но качественная мастерская ручная работа без инновационности - это всего навсего ремесленничество, не искусство. Искусство назвают созданием чего-то из ничего. Чего-то нового и необычного из привычного. Возможно даже уже ранее существовавшего, но в ином виде, в другой области человеческой деятельности. Для создания любой вещи, в том числе произведения искусства, используются какие-то стандартные ингредиенты, ресурсы. У маппера это может быть скудный набор текстур и монстров и сильно ограниченное количество полигонов в сцене, у писателя - 32 буквы, у художника - 12 красок, у гитариста - 7 струн. Важно что и как мастер сделает из данного материала. Он может собрать из них что-то похожее на то, что он видел и слышал раньше - упрощённую, или даже усложнённую модель, может действовать по известной в области его деятельности схеме (&quot;по учебнику&quot;), но это не будет инновационной/уникальной работой (да, это - ремесленничество). А может наваять что-то невиданное, смоделировать в тексте, на холсте или в редакторе свой воображаемый мир, гитарист может придумать новый мотив и ровно ложащиеся на него прекрасные слова, etc. <br />-Красота и гармония той мелодии, которая играет на струнах чувств создателя произведения искусства, и то, насколько точно ему удаётся её вложить её в свою работу - так, чтобы её услышал и потребитель. Если качественная новаторская работа не вызывает яркой игры эмоций у её автора и окружающих - это изобретение, но не произведение искусства. Искусство напривлено на издевательство над чувствами. Оно должно дёргать задубевшие в бытовухе нервы, натягивать их, едва не рвать, связывать их хитрыми узлами и расслаблять приятным массажем. Только так. Или в обратном порядке. <br /><br />Совершенно не важно, сколько времени прошло с момента изготовления произведение искусства. Мир быстро меняется, нервы у людей остаются такие-же. Шедевры, выдержавшие испытание временем обычно называют классикой, но для того чтобы быть классикой не обязательно иметь какой-то срок выдержки - достаточно просто родиться произведением искусства. Не важно, сохранят ли о тебе память потомки (тебя могут похоронить стихийные бедствия, как например пожары, убившие много классики в прошлые века) или несовместимость с новой аппаратной основой (в случае с компьютерным творчеством), но ты останешься произведением искусства (хотя бы в умах современников до их смерти).<br /><br />Глупо считать игры исключительно развлечением и не видеть в них ничего больше. При таком подходе, ощущения от хорошей игры оказываются не полными, игрок не извлекает из мира игры всего, что в него вложено, а концентрируется например только на игровой механике, которая может быть однотипной что в шедевре, что в бездарной поделке, сделанной по его образу в известных целях. Кто скажет, что Quake - не произведение искусства - тот, увы, несчастный глупец.<br /><br />Сам маппер (к примеру) может и не считать свою талантливую работу искусством: ведь ему в ней всё понятно, значит нет и магии, да и даётся ему построение мира своей мечты легко - так же неуловимо просто как и у поэтов складываются строчки в рифмы, у композиторов ноты в симфонии и т.п. (я о том, что называют &quot;музой&quot;). При этом, неведомые работы мастеров прошлого, сделанные людьми из другого времени, им не вполне понятны, от чего кажутся им загадочными и необычными, шедеврами в отличае от их собственных :)&nbsp; <br /><br />P.S. Искусством так же по праву называют высокое, виртуозное матерстерство в каком-нибудь деле. Оно верно, когда мастерство имеет под собой ещё и уникальность/инновационность (новые техники, приёмы в деле) и вызывает волну эмоций у зрителей. К примеру про игры: демка Quake Done Quick: http://speeddemosarchive.com/quake/qdq/ - там помимо божественно мастерского скилла игроков нам демонстрируют и хитрые новые приёмы (раздавить Шамблера лифтом, забраться выше об гранату Огра и т.д.), а уж грация, динамика движений спидраннеров вызывает такой термоядерный взрыв эмоций, что я даже не знаю как его описать.<br /><br /><br />Думаю, в формате проззакру этот вопрос может обрести вторую жизнь. Опрос специально не делал пушо мне ср*ть е*ать на количество, но интересно кто как выскажется. И тред есличо не только про игры ;)
//generated by Quake, do not modify
VorteX
341 постов
Карма: 60
#2 14 апреля 2009 в 12:02
Тема интересная, но, хм, спорить тут не о чем. Словарик Даля объясняет значение слова&quot;искусство&quot;. Все остальное от лукавого - субьективные мнения и попытка повоображать из себя лингвиста.<br /><br />С точки зрения логики, искусство - это степень соответствия неким формализованным стандартам<br /><br />Игры - это несомненно искусство, и как в любом искусстве в нем есть шедевры, созданные благородными бессребрениками, обычные, серые творения, высокие мотивы от великим мастеров... А также куча шлака и откровенного дерьма, порожденного больными самомнением авторов, и страждущими бабла/славы авантюристами.<br /><br />ИМХО
BEEF34T3R
344 постов
Карма: 34
#3 14 апреля 2009 в 16:46
Даль - не бог ;)<br /><br />Мне моё описание искусства через 3 признака нравится больше любого определения например. <br /><br />
С точки зрения логики, искусство - это степень соответствия неким формализованным стандартам
<br />Искусство не терпит формализованные стандарты. Вообще это то, от чего любой творец старается уйти в первую очередь ещё на стадии планирования своей работы ;)<br /><br />
//generated by Quake, do not modify
willow
570 постов
Карма: 56
#4 14 апреля 2009 в 18:40
Искусство - это то, что потом смогут откопать археологи. По уровню искусства (качеству, эстетике) судят о развитости цивилизации.<br /><br />Виртуальные завалы файлов на дисках это, очевидно, объект виртуальных раскопок.<br /><br />Развивая мысль; игры - это несомненно искусство. Как любое виртуальное, оно неизбежно становится и материальным. Даже по косвенным признакам, вроде загадочной пластмассовой косточки с кнопочками и надписью logitech, будут судить о развитии или уж не знаю, деградации человеческого молодняка на заре компьютерной эры. Или загадочная кнопка на мышке 3x fire.<br /><br />И потом, игры имеют непосредственное влияние на социальную жизнь. Подражание героям игр. Вспомним крылатые фразы дюка нюкема, культовый Doom. Игры значительно помогают в становлении характера, развивают тягу к насилию, извращениям, учат уважать авторитетов и мочить неполноценные расы. Всё это и есть искусство, культурный слой.