Краткий обзор редактора карт GtkRadiant 1.6.2
Новая версия редактора карт GtkRadiant 1.6 (основанная на исходниках версии 1.4 и известная также как ZeroRadiant) начала разрабатываться ещё в 2007 году. Но через некоторое время дело почти заглохло.И вот в конце мая 2012 года свет увидела новая стабильная версия 1.6.2, краткий обзор которой вы и прочтёте ниже.
Эта версия, в отличии от предшествующей ей 1.5, не может похвастать поддержкой целого шалмана idTech3-игр - здесь ситуация даже хуже, чем у версии 1.4. На момент написания этого текста поддерживаются следующие игры:
- Quake 3 Arena
- Urban Terror
- Wolfenstein: Enemy Territory.
Установка
Никаких установщиков не предусмотрено, редактор распространяется просто в архиве - распаковываем и запускаем. И получаем непривычное по сравнению с 1.5 окно выбора и конфигурирования игр.
Что ж, выбираем quake 3 Arena и указываем путь до каталога с исполняемым файлом quake3. В Linux-системах все несколько сложней, поскольку бинарный исполняемый файл может находиться вне пользовательской домашней директории -тут просто в нижнем поле ввода прописываем вручную путь до пользовательского кталога Quake 3 Arena - в моём случаее это /home/doomer.q3a (при этом сама Quake 3 расположена совсем в ионм месте).
После этого, если все верно, редактор предложит открыть окно настроек (от этого лучше отказаться, иногда радиант благополучно "падает" на этом этапе первого запуска). И затем запустится вроде бы привычное главное окно редактора карт.
В архиве редактором в каталоге installs лежат gamepack-и к соответствующим играм. Для Q3 все файлы из каталога baseq3 необходимо поместить в baseq3-установленной версии Quake 3, путь к которой был настроен по описанию выше.
Главное окно.
Компоновка редактора на первый взгляд практически ничем не отличается от того, что было в предыдущей версии. Компоновка по-умолчанию по прежнему состоит из пространства для двумерного редактирования, расположенного слева, и правой части, объединяющей окно 3D-просмотра карты и браузер текстур.
Текстуры
Что сразу бросается в глаза, так это отсутствие привычного уже браузера текстур со списком наборов текстур и шейдеров. Как теперь выбирать нужные текстуры? Да очень просто, как и было в более старых версиях радианта (1.1 - 1.4) - через меню Textures. При больщом объёме различных текстур оное меню может весьма монструозно.
Выглядит не очень компактно, согласитесь. Но пользоваться, конечно же, можно, прокапывая мышью канавы в столе. Возможно в будущем и будет сделан бэкпорт браузера текстур из GtkRadiant 1.5.
Есть и ещё один вариант загрузки нужных текстур, но он тоже не отличается небольшим числом клиеов. В меню Textures выбираем пункт Directory list и в появившемся окне находим нужный каталог текстур. Выбираем его, и клацаем кнопку Load (двойной клик мышью по элементу списка нужного эффекта не даст).
Окно Surface inspector выглядит как в 1.4. И работает аналогично. К сожалению тут нет кнопок для ывравнивания или растягивания текстур по кривым.
В этой версии снова отсутствует возможность одновременного выделения нескольких граней нескольких брашей при помощи комбинации Ctrl + Shift + левый клик мышью.
Вертикальное выравнивание
В GtkRadiant 1.5 была убрана возможность быстрого перемещения выделенных объектов (брашей или энтитей) по вертикальной оси. Многие в свое время негодовали по данному поводу. И вот, в новой версии снова можно "быстро" двигать выделенные браши и энтити вверх-вниз по карте без переключения в xz и yz проекции.
Меню
Стало ли оно удобней? Наверное для "динозавров" от картостроя, использовавших в воей работе редактор версии 1.4, именно так и есть. Приверженцы же версии 1.5 скажут что стало хуже.
Из меню Brush убрали все операции над брашами, переместив их в меню Selection. Оставлен только выбор количества граней у браша и создание пары примитивов. Также в меню Selection были возвращены пункты меню Modify - возможность масштабирование, поворота, отражения и т.п. выделенного браша. И туда же отправлены пара операций с энтитями - соединение объектов (connect entity) и группировк энтити-брашей.
В меню Bsp нет возможности настроить разные варианты компиляции карты.
Плагины
Количество плагинов снова возросло по сравнению с GtkRadiant 1.5. Это и неудивительно, если учесть что кодовая база радианта 1.6 основана на версии 1.4. Добавлены плагины
- gtkgensurf - генератор "ландшафтных" поверхностей.
- HydraTools (прописывает в войства worldspawn ключ "wad" с фейковыми именами wad-файлов, на основе использованных на карте наборов текстур. Возможно для будущей поддержки Quake 1.
- prtView - позволяет на основе prt-файла карты увидеть PVS-разбиение уровня.
- model - поддержка моделей в разных форматах
- sprite - поддержка спрайтовых моделей
- bkgrnd2d - возможность установки кастомного фона для окон двумерного редактирования (на практике работоспособность мной нормально не проверялась)
- camera - если я правильно понял, то этот модуль позволяет расставить на карте несколько "камер" и быстро между ними переключаться, предоставляя сверхбыстрый способ перемещения между несколькими областями на редактируемой карте. К сожалению проверить в действии это не удалось, поскольку при попытки создать новую камеру- редактор производил аварийное завершение работы.
- textool - что это за texture tool и как оно работает для меня так и осталось загадкой
Всякие мелочи
В дебрях диалога настроек редактора, в разделе Misc можно активировать опцию Use custom shader editor, и указать путь к стороннему редактору шейдеров.
Минимальный шаг сетки всего лишь 0.25 юнита. На мой взгляд в некоторых случаях этого будет недостаточно.
Заключение
Для фанатов приверженцев GtkRadiant версии 1.4 ноывй релиз редактора должен прийтись по вкусу. Особенно если они не создают карты для первого и второго Quake. А тем кто привык к радианту 1.5 - особого смысла в переходе на старо-новую версию 1.6.х практически нет.